Затерянный клад Минобороны в квадратных метрах

В подмосковном Чехове обнаружились затерянные квадратные метры Министерства обороны

Едва ли ни с первых дней работы в новой должности министр обороны Сергей Шойгу заговорил о главной и самой больной армейской проблеме — жилье для военнослужащих. В последние несколько лет ведущие строительные компании России без устали возводили сотни новых «военных» домов, однако очередь магическим образом росла пропорционально квадратным метрам. На сегодняшний день государство должно предоставить жилплощадь порядка 100 тысячам очередников. Между тем целые кварталы новостроек простаивают в ожидании заселения.

http://www.mk.ru/upload/iblock_mk/475/3f/f6/e0/DETAIL_PICTURE__73942528.jpg

Дома-новостройки для очередников-военнослужащих в подмосковном Чехове называют «дома офицеров» или «военные». Появились они несколько лет назад, причем в непривычно короткие сроки. Жилье росло как на дрожжах, буквально за считанные месяцы на окраине города появились многоэтажные красивые высотки — стройные 24-этажные башни с эркерами и полукруглыми белыми балконами и стильные протяженные 16-этажные дома с небольшими башенками над каждым подъездом. Квартал Губернский расположился в пригороде старинного Чехова со стороны въезда из Москвы и раздвинул прежние границы города. Застройщик — крупнейший строительный холдинг СУ-155 — возвел здесь привычные московскому глазу панельные дома эконом-класса. Всего 21 дом. Пятнадцать из них — по программе «Жилье для военнослужащих». По собственной инициативе строители сразу же наполнили квартал социальной «начинкой» — возвели два детских сада на 240 мест каждый, большую школу, запланировали детскую и взрослую поликлиники. Несмотря на свою бюджетную подоплеку, военное жилье ничем не уступало коммерческим домам — те же коммуникации, та же отделка, тот же внешний вид — никаких отличий. Только вот, в отличие от дорогих домов «за деньги», государственные многоэтажки не слишком-то быстро прирастали новыми жильцами.

http://www.mk.ru/upload/article_images/6d/4c/6e/495_31678.jpg

Долгая дорога к жилью

Один из первых жильцов «военного» микрорайона Губернский в Чехове — майор в отставке Евгений Беленко — получил свою квартиру 31 декабря 2010 года. До этого он уже год как находился в «подвешенном» состоянии — из армии уволился, но положенного по закону жилья так и не получил. Службе в Вооруженных силах были отданы больше 20 лет жизни. Причем работать приходилось в закрытых военных городках — сначала в Нальчике, потом в Брянске. О своей профессии Евгений Михайлович не распространяется — государственная тайна. А вот о том, как жилось-былось все эти годы, говорит охотно:

— В городке я жил в отдельной трехкомнатной квартире — служебное жилье. Где-то начиная с 2009 года по телевидению часто стали говорить о программе строительства жилья для военнослужащих. Раньше распределением квартир занималось наше 12-е Главное управление — на каждую часть выделялось какое-то количество жилья, даже выбор был. Потом в Министерстве обороны создали ДЖО — Департамент жилищного обеспечения — как раз для того, чтобы раздать «всем сестрам по серьгам», то есть решить жилищную проблему. Я тогда сказал жене: «Готовься, мать, получим жилье!» И точно: 31 декабря 2010 года утром мне позвонили и сказали, что выделили квартиру здесь, в Чехове. Помню, приехали на машине посмотреть дом, а подойти к нему близко не получилось — шла стройка. Приехали в другой раз, и тогда уже зашли в квартиру вместе с прорабом. Я сфотографировал голые стены на телефон — показать жене. Она одобрила.

http://www.mk.ru/upload/article_images/cd/65/39/495_31683.jpg

В Брянске мы прожили долгое время, проросли, можно сказать, корнями. Дочь вышла замуж, обзавелась семьей, сын, лейтенант, продолжает династию — служит в той же части, где служил я. Сперва у меня была задумка: продать здесь квартиру и вернуться в Брянск. Но жена сказала: «Нам уже скоро по 50 лет, хватит кататься по России!» Ну, хватит — значит, хватит! Пошел сдавать служебное жилье, ведь чтобы прописаться, нужно сначала освободить прежнюю жилплощадь. Знаете, интересно получается: соцнайм не оформлен, въехать не можешь, а там должен все освободить — без этого справку не дают. Мне так и сказали: выселяйся на улицу, получишь справку. Пришлось ехать в Брянск, жаловаться в вышестоящую организацию. Там возмутились: вы что творите, офицеров на улицу выкидываете? Тогда только выдали справочку. Приехал сюда, предоставил все документы, сразу прописался, а потом вернулся и сдал старую квартиру. В моем подъезде живут одни офицеры — кто еще служит, кто уволился. Получили все жилье примерно в одно время, ну а дальше все зависело от ДЖО — как оформят документы. Ну, сами понимаете.

Евгений Беленко проводит экскурсию по квартире — две комнаты, кухня, балкон, сан-узел раздельный. Отделка добротная, эконом-класса — на полу обычный линолеум, на стенах — бумажные обои. Двери, сантехника, пластиковые стеклопакеты — жить можно, но для ощущения уюта, очага, родного дома нужно вложиться дополнительно.

— Хорошо, когда офицер получает квартиру сразу же после увольнения, — словно читая наши мысли, говорит Беленко. — На выходное пособие можно и ремонт сделать, и новую мебель купить. А я уволился в 2009-м, квартиру получил в конце 2010-го. Пока ее оформлял, еще год прошел. В итоге вселились только 4 мая 2012 года. Понятно, что сразу обустроиться не получается. Ну, ничего, работаем — и я, и жена. Устроился в службу безопасности на завод «Энергомаш», здесь неподалеку. Чехов мне нравится — небольшой, компактный город, магазины и природа — все под боком. Свое жилье я заработал — можно сказать, жизнь удалась.

Великий и ужасный ДЖО

Президент России Владимир Путин не раз обещал обеспечить всех военных жильем и ставил соответствующие задачи перед экс-министром обороны Анатолием Сердюковым. В частности, всех офицеров планировалось расселить к январю 2011 года, затем сроки сдвинулись на 2012 год. В сентябре прошлого года Сердюков заявил, что жилищный вопрос военных будет решен уже в 2013 году. Новый министр обороны Сергей Шойгу на одном из первых совещаний в Министерстве обороны (ноябрь, 2012) заинтересовался деятельностью ДЖО — Департамента жилищного обеспечения МО. Тогда же прозвучала и официальная цифра военнослужащих, ожидающих решения «квартирного вопроса», — 60 тысяч человек. Однако председатель Счетной палаты Сергей Степашин с подсчетом военного ведомства не согласился. По его сведениям, сегодня нуждаются в жилье порядка 100 тысяч военнослужащих. Итоги проверки показали, что жилищная проблема в ближайшее время не может быть решена. Отчеты о вновь построенных и сданных в эксплуатацию квадратных метрах регулярно появлялись в сводках Минобороны. Но и только... Военные очередники надеются сегодня только на жесткую волю нового министра обороны, на его способность системно мыслить и разгребать самые непроходимые хозяйственные завалы. На многих интернет-форумах активисты из военных отставников заводят собственные списки нуждающихся в жилье. Заглянув в них, легко убедиться, что в них числятся те, кто уволился еще в середине «нулевых», а то и в конце 90-х! Еще несколько лет назад распределением жилья для военнослужащих занимались сами воинские части. Командиры вольны были по своему усмотрению выделять жилье нуждающимся, отслеживая их реальные заслуги перед Отечеством. В случае конфликта или несправедливости со стороны начальства офицер мог подать в суд и отстоять свое право на новую квартиру. Теперь распределением жилья стало заниматься целое отдельное ведомство — ДЖО. Но, по мнению военнослужащих, не столь эффективная, как хотелось бы.

http://www.mk.ru/upload/article_images/76/8d/8f/495_31693.jpg

Между тем девелоперы, задействованные в строительстве жилья для военнослужащих, тоже смотрят на нового министра с надеждой. Сотрудничество с военным ведомством позволяет переживать с меньшими потерями даже самые трудные, кризисные времена. Косвенно судить о том, какое значение имели заказы на возведение жилья для военных для рынка недвижимости, можно по загрузке заказами от Минобороны крупнейших отечественных строительных компаний: МСМ-5, ПИК, СУ-155, «Мортон» и других. СУ-155, например, сообщало, что группа начала сотрудничество с военным ведомством еще в 2006 году, а за период 2009—2011 годов передала Минобороны 10,506 тысячи квартир площадью 697,7 тысячи квадратных метров.

Однако российские строители признаются, что повседневная работа с военным ведомством имеет и «производственные минусы». Выкупная цена квартир по контрактам Минобороны всегда ниже рыночной. При этом выдвигается множество условий — например, достаточно жесткие и высокие требования к срокам строительства, площади и внешнему виду квартир.

http://www.mk.ru/upload/article_images/60/52/63/495_31677.jpg

— Мы строим дома быстро, а заселяем их годами, — говорит один из застройщиков. — Дом должен содержаться в хорошем состоянии, а для этого у него должны появиться жильцы.

Примерно с такой же ситуацией столкнулась и Управляющая компания микрорайона Губернский, где получил свою первую собственную квартиру Евгений Беленко. Большинство домов, построенных для военнослужащих, оказались заселены только наполовину. Между тем они полностью готовы к проживанию — есть отопление, вода, электричество. За весь минувший год число жильцов практически не прибавилось. Управляющая компания тратит колоссальные средства на содержание простаивающего впустую жилого фонда.

Примерно об этом же пишут офицеры-очередники в многочисленных блогах, посвященных жилищной проблеме: жилье для военнослужащих есть, но заселиться туда не получается.

Вместо послесловия

Еще одни жители микрорайона Губернский в Чехове — семья отставного майора Семенова — встретили нас в новенькой, отремонтированной квартире и пригласили на чашку чая. В отличие от Евгения Беленко, Сергею Семенову повезло больше — квартиру он получил еще до увольнения.

http://www.mk.ru/upload/article_images/f6/5c/00/495_31685.jpg

— Всю сознательную жизнь прожили по закрытым гарнизонам, в лесу. Думали, хоть собственное жилье будет выходить окнами в город. А у нас, посмотрите — в лес, — со смехом похвалилась жена офицера Виктория. Своим новым жильем супруги довольны. Нравится и близость столицы, и соседи по дому, и то, что квартал прекрасно убирается, что есть школы и детские сады, поликлиника. В микрорайоне — собственный водораздельный узел с пятью артезианскими скважинами, на каждые три дома — собственная котельная. От города никак не зависят, могут включать и выключать отопление по просьбам жителей. Ведь они этого достойны! За спиной — 11 лет под Красноярском, больше 10 лет в Брянске, переезды, жизнь на чемоданах, ожидание спокойной, размеренной жизни. И вот теперь есть возможность пожить для себя, почувствовать себя независимым и свободным, проявить себя в новой, мирной профессии. Счастливый конец истории. А разве так не должно быть всегда и для всех?

Татьяна Чередникова

http://www.mk.ru/social/article/2013/01 … etrah.html